Управление самообразовательной деятельностью педагогов как одного из условий достижения эффективности педагогического труда

Коробко Валентина Федоровна,

заместитель директора по учебной работе «Средняя школа №3 г.Пружаны»

В системе повышения профессиональной компетентности учителя ведущим компонентом является сам учитель, его индивидуальные особенности, личностные качества.

При этом важную роль для непрерывного образования учителя играет самообразовательная деятельность. Управление такой деятельностью со стороны руководства и методического совета учреждения позволяет повысить уровень профессионального развития педагога, что в свою очередь помогает ему достичь высоких результатов в работе. Поэтому залог успешной работы всего коллектива – это тесное сотрудничество администрации учреждения образования с педагогами, четкое представление об их творческих возможностях, человеческих качествах, интересах, стремлениях, профессиональных трудностях

В 2020/2021 учебном году в учреждении 83% коллектива имеют первую или высшую квалификационную категорию, категорию «учитель-методист» (21%, 60%, 2% соответственно).

При организации методической работы с педагогами мы исходим не из собственного представления о профессионализме работников, а из видения учителем проблем, связанных со своей подготовленностью и педагогической деятельностью. Эффективным инструментом для анализа различных сторон деятельности педагога являются мониторинговые исследования, благодаря которым можно иметь оперативную и объективную информацию для своевременной коррекции индивидуальной образовательной траектории развития педагога.

С учётом уровня профессиональной подготовки, который педагоги определяют для себя на основе диагностического анкетирования, учителей можно условно разделить на три группы:

  • группа молодых учителей (стаж работы не превышает 5 лет);
  • группа совершенствования педагогического мастерства (учителя II и I квалификационных категорий);
  • группа высшего педагогического мастерства (учителя высшей квалификационной категории и категории «учитель-методист»).

Каждой группе педагогов оказывается практическая помощь по вопросам профессиональных затруднений: рекомендации, по запросам учителя подбирается справочный материал, проводятся индивидуальные или групповые консультации.

В зависимости от уровня своего профессионального развития темы для самообразования выбираются учителями самостоятельно.

Нередко методический совет после анализа диагностики затруднений по окончании учебного года рекомендует педагогу обратить внимание на конкретную область деятельности и рассматривать в следующем учебном году это в качестве самообразования.

Так, зачастую молодой педагог легко справляется с современными гаджетами на уроке, однако у него есть проблемы в организации контрольно-оценочной деятельности учащихся, поэтому ему рекомендуем определить данное направление в качестве самообразования. В то же время некоторые педагоги, имеющие высшую квалификационную категорию, преуспели в методике проведения традиционного урока, имеют высокие результаты учебной достижений учащихся, однако неохотно принимают инновации в образовании, связанные с новыми образовательными технологиями. Многие из них не учитывают, что работают с совершенно новым поколением учащихся, называемых сегодня «поколением Z».

С данной категорией педагогов методический совет нашего учреждения организует проведение мероприятий, направленных на ознакомление с современными тенденциями в образовании, целью которых является мотивация на выбор актуальных тем для самообразования.

К примеру, в 2019/2020 учебном году проведены обучающие семинары: «Медиатексты на уроках как одно из современных средств обучения для развития информационных компетенций учащихся» (учитель истории Климович Е.И.), «Использование интерактивной доски и мультиборда на учебных и факультативных занятиях» (учитель химии Сорока С.И.), «О возможностях использования образовательного портала learningapps.org» (учитель химии Сорока С.И.), семинары-практикумы: «Использование QR-кодов на уроках для развития познавательной активности учащихся» (учитель трудового обучения Зуй Г.Д.), «Современный урок: целеполагание на уроке в контексте компетентностного подхода» (заместитель директора по учебной работе Коробко В.Ф.), урок для взрослых «Stem-подход в образовании» (заместитель директора по учебной работе Коробко В.Ф.).

Распространение эффективных педагогических практик является немаловажным направлением в профессиональном совершенствовании педагогов. Многие из творчески работающих учителей активно делятся опытом своей работы по конкретной теме с коллегами, которые в свою очередь пробуют впоследствии работать над данной темой в виде самообразования. При этом наладить тесное сотрудничество, создать такую образовательную среду, в которой одни учителя получали бы необходимый им передовой педагогический опыт, а другие – возможность самовыражения, раскрытия профессионального и творческого потенциала, помогают разнообразные формы методической работы.

В 2019/2020 учебном году в учреждении была организована работа творческой мастерской «Интеллектуальные карты на уроках как средство повышения информационной компетенции учащихся» (учитель истории Сидоренко Г.С.), обобщен опыт работы учителя белорусского языка и литературы Хвесюк С.В. по теме «Выкарыстанне логіка-сэнсавых мадэляў на ўроках як сродку развіцця пазнавальнай актыўнасці вучняў», проведен семинар-реклама «Использование технологии развития критического мышления для повышения уровня умений учащихся начальных классов работать с учебным текстом» (учитель Гвай Л.И.), мастер-класс «Повышение читательской грамотности учащихся через применение на уроках естественно-научного цикла фрагментов из литературных произведений» (учитель географии Дронжек Н.В.), состоялась пристендовая защита «Профессиональные педагогические сообщества как основа современной информационной среды» (учитель трудового обучения Зуй Г.Д.).

Профессиональному росту учителей способствует участие их в работе методических формированиях. В текущем учебном году учителя химии, биологии, географии, физики входят в состав школьной творческой группы, работающей по теме «Задачи межпредметного характера в контексте компетентностного подхода».

Учителя русского языка и литературы, белорусского языка и литературы, истории исследуют тему «Реализация межпредметных связей на уроках гуманитарного цикла посредством компетентностно-ориентированных заданий».

Проблема использования компетентностно-ориентированных заданий, реализация межпредметных связей также отражается у некоторых педагогов в темах самообразовательной деятельности.

Многие педагоги в этом учебном году рассматривают в качестве самообразования темы, связанные с организацией удалённых и дистанционных форм обучения, продолжают изучать современные электронные сервисы. Это способствует более рациональной организации образовательного процесса по учебным предметам.

Эффективная самообразовательная деятельность педагога приводит к высоким результатам, которые выражаются в повышении качества обученности учащихся, их результативном участии в конкурсах различного уровня.

Кроме того, совершенствуя своё профессиональное развитие через самообразование, педагог приобретает опыт по конкретной теме, который впоследствии обобщает на заседаниях методического или педагогического советов. Многим педагогам нашей школы это обеспечило успешную аттестацию на присвоение квалификации «учитель высшей квалификационной категории», «учитель-методист».