Повышение уровня профессионализма педагогов как результат методической работы

Омельянчук Людмила Ивановна,

заместитель директора поучебно-методической работе

ГУО «Гимназия г.Пружаны»

 

Учитель – это человек,

который учится всю жизнь, только

в этом случае он обретает право учить

В.М. Лизинский

Смотреть презентацию

Настоящий учитель-профессионал находится в постоянном развитии и всю свою трудовую жизнь является исследователем. Основным средством повышения педагогического мастерства учителей была и остается методическая работа. Именно методическая работа – это путеводитель по стране под названием «Профессионализм». Суть методической работы – поиск, помощь, организация, творчество и опять поиск… Поэтому методическая служба гимназии работает под девизом «Творчество и поиск».

Качество образовательного процесса напрямую связано с уровнем профессионализма и компетентности педагогов. Поэтому сегодня мы делаем акцент на повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, на развитие их педагогического мастерства и творчества. Именно на это направлена деятельность всех методических формирований гимназии.

Система методической работы гимназии выстраивалась на протяжении ряда лет и на данный момент представляет собой эффективную, мобильную и действенную структуру, которая позволяет оперативно выявлять проблемы и затруднения, обеспечивать развитие профессиональных компетенций педагогов.

Профессиональный уровень педагогов гимназии стабильно высокий: 82% имеют высшую и первую квалификационные категории. В течение трех последних лет 14 педагогов успешно прошли аттестацию на присвоение высшей квалификационной категории.

На сегодняшний день в учреждении образования создана действенная и единая методическая система, которая взаимоподчиняет и включает в себя педагогическую проблему года – единую методическую тему – тематику педагогических советов.

Роль идеолога, лидера, аналитика и координатора методической работы принадлежит методическому совету. На его заседаниях рассматриваются вопросы, определяющие стратегию развития гимназии. Зачастую практикуются нетрадиционные активные формы проведения его заседаний, такие как методический мост, творческая лаборатория, методический фестиваль, что позволяет в процессе коллективного взаимодействия находить наиболее рациональные и конструктивные решения по актуальным проблемам.

В основу деятельности методических формирований гимназии положен принцип системной интеграции, который предполагает одновременное изучение одной и той же проблемы всеми структурными подразделениями, но с разных сторон. Важное место в системе методической работы гимназии отводится учебно-методическим объединениям. Их руководители – это высокопрофессиональные педагоги, которые обладают организаторскими способностями, творчески и ответственно подходят к выполнению своих обязанностей.

С момента становления гимназии функционируют творческие и проблемные группы педагогов с целью поиска и апробации прогрессивных идей, практической разработки форм и средств организации образовательного процесса в современных условиях. Результатом их работы являются методические и практические материалы, которые рекомендуются для дальнейшего использования в практике учителями гимназии.

Творческие группы учителей математики, английского языка, начальных классов на протяжении последних 2-х лет работают над созданием сборников дидактических материалов по подготовке учащихся к предметным олимпиадам. Изданные электронные сборники материалов размещены на сайте учреждения, что позволяет педагогам успешно использовать их в процессе работы с высокомотивированными учащимися.

Проблемная группа учителей иностранного изучает возможность применения технологии «языковой портфель» на уроках с целью развития ключевых компетенций учащихся. Членами группы были изучены теоретические основы данной технологии, рассмотрен опыт других педагогов по ее применению, разработан алгоритм работы с «языковым портфелем», создана памятка для педагогов по применению этой технологии.

Членами проблемной группы проведен матер-класс «Использование интерактивных рабочих листов в практике учителя иностранного языка».

С целью повышения мотивации к саморазвитию у педагогов в учреждении проводятся методические мероприятия по их вовлечению в деятельность по развитию как профессиональных, так и творческих качеств. Это достигается благодаря использованию нетрадиционных форм организации методической работы, таких как конкурс педагогического мастерства «Призвание», методические фестивали, единые методические дни. Такие мероприятия содействуют не только повышению уровня профессионального мастерства педагогов, но и сплочению коллектива, так как в них задействованы практически все педагоги независимо от возраста, педагогического стажа и квалификационной категории.

Важным критерием эффективности методической работы и высокого уровня профессионализма педагогического коллектива является участие в конкурсах профессионального мастерства.

В 2019/2020 учебном году педагоги гимназии принимали участие в районном и областном этапах республиканского конкурса профессионального мастерства педагогических работников «Учитель года Республики Беларусь». В районном этапе конкурса участвовали трое педагогов, в результате все они стали победителями и призерами. Гордиевская Т.В. (учитель физической культуры и здоровья» и Самойлович О.С. (учитель английского языка) по итогам отборочного тура приняли участие в областном этапе конкурса. В результате Гордиевская Т.В. стала лауреатом областного этапа республиканского конкурса, награждена дипломом главного управления по образованию Брестского облисполкома IIстепени.

Следует отметить, что педагоги гимназии традиционно принимают участие в республиканском конкурсе профессионального мастерства «Учитель года Республики Беларусь», показывая стабильно высокие результаты как на уровне районе, так и на уровне области (в 2013/2014 учебном году учитель белорусского языка и литературы Книга Г.П.- лауреат областного этапа, в 2016/2017 учебном году учитель немецкого языка Хотомченкова И.В. - диплом III степени на областном этапе).

Данные факты свидетельствует о том, что в гимназии ведется целенаправленная кадровая политика, принимаются эффективные меры материального и морального стимулирования профессионального роста педагогов, на высоком уровне организована деятельность всех структурных подразделений методической службы.

Эффективность функционирования методической системы подтверждается и тем, что трансляция опыта работы педагогов гимназии осуществляется как на уровне учреждения и района, так и на уровне области. В практику вошла такая эффективная форма работы как проведение мастер-классов педагогами гимназии по применению ими в образовательном процессе инновационных педагогических технологий и активных методов обучения.

Учитель белорусского языка и литературы Книга Г.П. и учитель трудового обучения Остапюк Е.А. проводят мастер-классы для слушателей повышения квалификации в Брестском областном институте развития образования.

Учитель русского языка и литературы Бильдейко Н.И. представила свой опыт по теме «Развитие творческой компетенции учащихся на уроках русской литературы посредством метода проектов» на I международной научно-практической конференции «Практика, проблемы и перспективы инновационной деятельности учреждений образования».

Материалы из опыта работы педагогов размещены на официальном интернет-сайте учреждения, печатаются на страницах информационно-методического журнала «Поиск», который издается в гимназии с 2006 года. В учреждении создан банк «Опыт лучших – достояние всех», в котором представлены материалы эффективного педагогического опыта 19 учителей гимназии.

Анализ образовательной практики показывает, что результативность учебного заведения значительно повышается при условии создания в нем современной системы методической работы. Результаты деятельности гимназии доказывают высокий уровень профессионализма педагогического коллектива, а, следовательно, и то, что система методической работы в гимназии вполне эффективна и отвечает современным требованиям.

Последние изменения