Якимович Людмила Васильевна,
заместитель директора по учебной работе ГУО «Линовская средняя школа»
«Учитель живёт до тех пор, пока учится.
Как только он перестаёт учиться, в нём
умирает учитель»
Стремление к самообразованию – один из показателей профессиональной компетентности учителя, его профессионального роста и самосовершенствования.
Для эффективной работы учреждения образования важно постоянное повышение профессионального самообразования педагогов, а со стороны руководства – создание благоприятных условий для творческой работы коллектива (слайд 3).
В современных условиях развития общества наиболее актуальной проблемой является необходимость обеспечения непрерывного образования педагогов. В связи с этим наиболее востребованными в учебном заведении являются следующие формы самообразования: (слайд 4) повышения квалификации (слайд 5).
В 2019/2020 учебном году и за истекший период 2020/2021 учебного года в соответствии с планом повышения квалификации руководящих работников и специалистов образования прошли повышение квалификации в очной и заочной (дистанционной) формах в ГУО «Брестский областной институт развития образования» 14 педагогов школы.
В соответствии с направлением отдела по образованию Пружанского райисполкома воспитатель группы продлённого дня Грицевич А.А. в 2019 году принята на переподготовку по специальности «Интегрированное обучение и воспитание в школьном образовании» с присвоением квалификации «Учитель-дефектолог» в ГУО «Академия последипломного образования».
Аттестация педагогических работников (слайд 6, 7). В 2019/2020 учебном году прошли аттестацию на присвоение высшей квалификационной категории педагоги дополнительного образования Гук А.И. и Ильяшевич Е.Н., первой категории – воспитатель группы продлённого дня Ловец И.И. и учитель-дефектолог Борисевич Н.Н., второй категории – учитель музыки Куш М.Г.
В июле 2020 года учитель начальных классов Хмара И.А. сдала квалификационный экзамен при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории. В настоящее время педагог дополнительного образования Карунас С.В. аттестуется на присвоение высшей квалификационной категории, педагог-организатор – первой.
По состоянию на 01.09.2020 в коллективе школы работает 11 педагогов высшей квалификационной категории, 15 – первой, 2 – второй, 2 – без категории (слайд 8).
Наставничество (слайд 9, 10). С 2019/2020 ученого года в школе работает молодой специалист - учитель физики и математики Борисюк К.И., за которой с целью оказания помощи в овладении профессиональными навыками, адаптации в коллективе закреплена в качестве наставника Антонович В.С. Администрацией школы определены сроки наставничества, созданы необходимые условия для совместной работы молодого специалиста и закреплённого за ним наставника. Антонович В.С. совместно с Борисюк К.И. разработан и осуществляется план профессионального развития. Наставником оказывается необходимая методическая помощь молодому специалисту в подготовке уроков и внеклассных мероприятий.
Изучение и обобщение опыта работы (слайд 11). В 2019/2020 ученом году обобщён опыт работы учителя биологии и химии Ричко Н.Г. на тему «Развитие познавательных интересов у обучающихся через исследовательскую деятельность в биолого-химическом образовательном процессе», учителя русского языка и литературы Гук М.Н. - «Использование алгоритмов на уроках русского языка как средство повышения орфографической грамотности учащихся».
Участие в работе методических объединений, творческих групп (слайд 12). В 2019/2020 учебном году начали работу школьные учебно-методические объединения учителей немецкого языка, учителей начальных классов, продолжают функционировать методическое объединение классных руководителей и творческая группа по подготовке заданий к участию в 1 этапе республиканской олимпиады по предметам. Цель работы – создание условий для совершенствования профессиональной компетентности учителей, формирование готовности педагогов к реализации компетентностного подхода в обучении.
Учителя-предметники принимают участие в заседаниях районных учебно-методических объединений, три педагога являются членами творческих групп учителей русского языка и литературы, обслуживающего труда и педагогов-психологов (слайд 13). В ходе заседаний используются такие формы работы, как семинар-практикум, круглый стол, открытые уроки и внеклассные мероприятия в рамках семинаров по обмену опытом. Данные формы побуждают коллектив к творчеству, позволяют добиться большей активности педагогов.
Участие в конкурсах педагогического мастерства, семинарах (слайд 14, 15). Педагоги школы принимают участие в республиканском конкурсе педагогического мастерства «Учитель года», добиваются определённых результатов: в 2017 году учитель русского языка и литературы Бобковская Л.С., а в 2019 году учитель немецкого языка Ильяшевич Е.Н. стали вторыми на районном этапе конкурса.
В 2019/2020 учебном году заместитель директора по воспитательной работе Баринова Н.А. и педагог-психолог Воробьёва Н.И. представляли опыт работы школы в рамках Панорамы эффективного опыта в образовании Брестчины «Система образования Пружанского района», учитель обслуживающего труда Бондарева Т.В. подготовила и провела мастер-класс для руководителей методических объединений учителей обслуживающего труда и методистов отделов по образованию Брестской области (слайд 16).
Участие в научно-исследовательской деятельности, конкурсах (слайд 17, 18). Учитель химии и биологии Ричко Н.Г. сама вовлечена в данный вид деятельности и умеет заинтересовать ею своих учеников. Результаты их участия свидетельствуют о профессиональном уровне педагога:
- в 2019/2020 учебном году диплом 1 степени на районном и областном этапах конкурса «С наукой в будущее» за работу «Исследование способа бактериальной очистки воды с помощью ионов серебра с использованием сконструированного бытового ионизатора», диплом 1 степени на районном этапе за работу «Исследование условий роста и созревания арахиса в климатических условиях Пружанского района Брестской области», диплом 1 степени на районном этапе, 2 степени – на областном этапе конкурса «Украсим Беларусь цветами!» в номинации «Советы юного цветовода» за работу «Цвет настроения – лавандовый», диплом 1 степени республиканского конкурса «Юный натуралист» в номинации «Вкусный и полезный…» за работу «Запретный плод – яблоко!»;
- в 2020/2021 учебном году диплом 2 степени на районном этапе республиканского конкурса научно-исследовательских работ «С наукой в будущее» за работу «Исследование способа изготовления пеллетного топлива из фаутной древесины и анализ его свойств», диплом 2 степени в республиканском конкурсе-выставке «Юннат-2020» в номинации «Малая Тимирязевка» за работу «Исследование условий роста и созревания арахиса в климатических условиях Пружанского района Брестской области».
Большинство педагогов школы понимают значимость и необходимость профессионального самообразования и самосовершенствования, работают над собой, желают творить, учиться, экспериментировать и делиться своим опытом и знаниями, приобретёнными в процессе самообразования, которое является основой успешности педагога в современных условиях (слайд 19).
Одна из задач руководства на данном направлении работы - оказать влияние на мотивацию к самообразованию тех педагогов, которые пытаются остаться в стороне. Это личный пример, вовлечение в разного рода масштабные интересные проекты, и «подброс» интересной идеи, которая побудила бы «уклониста» заняться самообразованием в интересах своего профессионального роста.