Самообразование как один из факторов развития профессиональной компетентности педагогов

Якимович Людмила Васильевна,

заместитель директора по учебной работе ГУО «Линовская средняя школа»

 

«Учитель живёт до тех пор, пока учится.

Как только он перестаёт учиться, в нём

умирает учитель»

Смотреть презентацию

Стремление к самообразованию – один из показателей профессиональной компетентности учителя, его профессионального роста и самосовершенствования.

Для эффективной работы учреждения образования важно постоянное повышение профессионального самообразования педагогов, а со стороны руководства – создание благоприятных условий для творческой работы коллектива (слайд 3).

В современных условиях развития общества наиболее актуальной проблемой является необходимость обеспечения непрерывного образования педагогов. В связи с этим наиболее востребованными в учебном заведении являются следующие формы самообразования: (слайд 4) повышения квалификации (слайд 5).

В 2019/2020 учебном году и за истекший период 2020/2021 учебного года в соответствии с планом повышения квалификации руководящих работников и специалистов образования прошли повышение квалификации в очной и заочной (дистанционной) формах в ГУО «Брестский областной институт развития образования» 14 педагогов школы.

В соответствии с направлением отдела по образованию Пружанского райисполкома воспитатель группы продлённого дня Грицевич А.А. в 2019 году принята на переподготовку по специальности «Интегрированное обучение и воспитание в школьном образовании» с присвоением квалификации «Учитель-дефектолог» в ГУО «Академия последипломного образования».

Аттестация педагогических работников (слайд 6, 7). В 2019/2020 учебном году прошли аттестацию на присвоение высшей квалификационной категории педагоги дополнительного образования Гук А.И. и Ильяшевич Е.Н., первой категории – воспитатель группы продлённого дня Ловец И.И. и учитель-дефектолог Борисевич Н.Н., второй категории – учитель музыки Куш М.Г.

В июле 2020 года учитель начальных классов Хмара И.А. сдала квалификационный экзамен при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории. В настоящее время педагог дополнительного образования Карунас С.В. аттестуется на присвоение высшей квалификационной категории, педагог-организатор – первой.

По состоянию на 01.09.2020 в коллективе школы работает 11 педагогов высшей квалификационной категории, 15 – первой, 2 – второй, 2 – без категории (слайд 8).

Наставничество (слайд 9, 10). С 2019/2020 ученого года в школе работает молодой специалист - учитель физики и математики Борисюк К.И., за которой с целью оказания помощи в овладении профессиональными навыками, адаптации в коллективе закреплена в качестве наставника Антонович В.С. Администрацией школы определены сроки наставничества, созданы необходимые условия для совместной работы молодого специалиста и закреплённого за ним наставника. Антонович В.С. совместно с Борисюк К.И. разработан и осуществляется план профессионального развития. Наставником оказывается необходимая методическая помощь молодому специалисту в подготовке уроков и внеклассных мероприятий.

Изучение и обобщение опыта работы (слайд 11). В 2019/2020 ученом году обобщён опыт работы учителя биологии и химии Ричко Н.Г. на тему «Развитие познавательных интересов у обучающихся через исследовательскую деятельность в биолого-химическом образовательном процессе»,  учителя русского языка и литературы Гук М.Н. - «Использование алгоритмов на уроках русского языка как средство повышения орфографической грамотности учащихся».

Участие в работе методических объединений, творческих групп (слайд 12). В 2019/2020 учебном году начали работу школьные учебно-методические объединения учителей немецкого языка, учителей начальных классов, продолжают функционировать методическое объединение классных руководителей и творческая группа по подготовке заданий к участию в 1 этапе республиканской олимпиады по предметам. Цель работы – создание условий для совершенствования профессиональной компетентности учителей, формирование готовности педагогов к реализации компетентностного подхода в обучении.

Учителя-предметники принимают участие в заседаниях районных учебно-методических объединений, три педагога являются членами творческих групп учителей русского языка и литературы, обслуживающего труда и педагогов-психологов (слайд 13). В ходе заседаний используются такие формы работы, как семинар-практикум, круглый стол, открытые уроки и внеклассные мероприятия в рамках семинаров по обмену опытом. Данные формы побуждают коллектив к творчеству, позволяют добиться большей активности педагогов.

Участие в конкурсах педагогического мастерства, семинарах (слайд 14, 15). Педагоги школы принимают участие в республиканском конкурсе педагогического мастерства «Учитель года», добиваются определённых результатов: в 2017 году учитель русского языка и литературы Бобковская Л.С., а в 2019 году учитель немецкого языка Ильяшевич Е.Н. стали вторыми на районном этапе конкурса.

В 2019/2020 учебном году заместитель директора по воспитательной работе Баринова Н.А. и педагог-психолог Воробьёва Н.И. представляли опыт работы школы в рамках Панорамы эффективного опыта в образовании Брестчины «Система образования Пружанского района», учитель обслуживающего труда Бондарева Т.В. подготовила и провела мастер-класс для руководителей методических объединений учителей обслуживающего труда и методистов отделов по образованию Брестской области (слайд 16).

Участие в научно-исследовательской деятельности, конкурсах (слайд 17, 18). Учитель химии и биологии Ричко Н.Г. сама вовлечена в данный вид деятельности и умеет заинтересовать ею своих учеников. Результаты их участия свидетельствуют о профессиональном уровне педагога:

- в 2019/2020 учебном году диплом 1 степени на районном и областном этапах конкурса «С наукой в будущее» за работу «Исследование способа бактериальной очистки воды с помощью ионов серебра с использованием сконструированного бытового ионизатора», диплом 1 степени на районном этапе за работу «Исследование условий роста и созревания арахиса в климатических условиях Пружанского района Брестской области», диплом 1 степени на районном этапе, 2 степени – на областном этапе конкурса «Украсим Беларусь цветами!» в номинации «Советы юного цветовода» за работу «Цвет настроения – лавандовый», диплом 1 степени республиканского конкурса «Юный натуралист» в номинации «Вкусный и полезный…» за работу «Запретный плод – яблоко!»;

- в 2020/2021 учебном году диплом 2 степени на районном этапе республиканского конкурса научно-исследовательских работ «С наукой в будущее» за работу «Исследование способа изготовления пеллетного топлива из фаутной древесины и анализ его свойств», диплом 2 степени в республиканском конкурсе-выставке «Юннат-2020» в номинации «Малая Тимирязевка» за работу «Исследование условий роста и созревания арахиса в климатических условиях Пружанского района Брестской области».

Большинство педагогов школы понимают значимость и необходимость профессионального самообразования и самосовершенствования, работают над собой, желают творить, учиться, экспериментировать и делиться своим опытом и знаниями, приобретёнными в процессе самообразования, которое является основой успешности педагога в современных условиях (слайд 19).

Одна из задач руководства на данном направлении работы - оказать влияние на мотивацию к самообразованию тех педагогов, которые пытаются остаться в стороне. Это личный пример, вовлечение в разного рода масштабные интересные проекты, и «подброс» интересной идеи, которая побудила бы «уклониста» заняться самообразованием в интересах своего профессионального роста.