Синдром профессионального выгорания педагогов

Акулова Олеся Алексеевна,

педагог-психолог ГУО «Средняя школа №1 г.Ганцевичи»


Цель: профилактика профессионального выгорания педагогов.

Задачи:

  • Повышение психологической компетентности педагогов по вопросам здоровьесберегающих технологий.
  • Совместное решение психолого-педагогических проблем и задач развития личности.
  • Осознание особенностей собственной эмоциональной сферы и развитие умений саморегуляции.
  1. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ (приветствие участников семинара, представление тренера, сообщение целей и задач тренинга; упражнение на знакомство «Бумажный человечек»; принятие правил работы)

Здравствуйте, уважаемые участники семинара! Меня зовут… Сегодня, мы поговорим с вами о профессиональном выгорании, постараемся оценить свое состояние и найти способы справляться с этим неприятным явлением.

И для начала давайте познакомимся поближе.

Упражнение на знакомство «Бумажный человечек»

Инструкция. Возьмите чистый лист бумаги формата А4  и руками, без ножниц и других подручных средств, оборвите лист так, чтобы получился человечек, который символизирует вас. Напишите на его ногах то, чем вы гордитесь. На руках то, что вы умеете хорошо делать. На туловище – какие эмоции вы преимущественно испытываете на работе. На  голове – какие ближайшие цели вы для себя ставите.

Теперь пройдитесь по комнате и постарайтесь познакомиться как можно с большим количеством человек.

Принятие правил групповой работы

Наше общение сегодня будет носить интерактивный характер. Для того чтобы наша встреча прошла  плодотворно и организованно, нам необходимо договориться о правилах работы. Я предлагаю следующее:

  1. Активная позиция участников
  2. Право каждого на свое мнение
  3. Краткость высказываний
  4. Конфиденциальность

Что бы вы еще хотели добавить?

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (мини-лекция «Профессиональное выгорание»; методика диагностики «Экспресс-оценка выгорания»; работа в малых группах (составление списка); упражнение «Позитивное состояние и профессиональное выгорание»; метод «Четыре угла»; мини-лекция «Саморегуляция»; отработка приемов саморегуляции)

Введение понятия

Еще в 70-е годы некоторые исследователи обратили внимание на довольно часто встречающееся состояние эмоционального истощения у людей, работа которых связана с большим количеством общения (педагогов, врачей, работников социальных служб, психологов, менеджеров). Как правило, такие специалисты на определенном этапе своей деятельности неожиданно начинали терять интерес к ней, формально относиться к своим обязанностям, конфликтовать с коллегами по непринципиальным вопросам. В дальнейшем у них обычно развивались соматические заболевания и невротические расстройства. Это явление получило название «синдром профессионального выгорания».

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека.

Многочисленные исследования показывают, что педагогическая профессия - одна из тех, которая в большей степени подвержена влиянию «выгорания». Это связано с тем, что профессиональный труд педагога отличает очень высокая эмоциональная загруженность.

Давайте, сейчас каждый из вас постарается оценить собственное эмоциональное состояние.

Методика «Экспресс-оценка выгорания»(В. Каппони, Т. Новак).

Каждый участник получает бланк с тестом.

Инструкция: прочитайте утверждения и решите, относятся они к вам или нет.

1.

Когда в воскресенье днем я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу, то остаток выходного уже испорчен.

да

нет

2.

Если бы у меня была возможность уйти на пенсию (по выслуге лет, инвалидности), я сделал (а) бы это без промедления.

да

нет

3.

Коллеги на работе раздражают меня. Невозможно терпеть их одни и те же разговоры.

да

нет

4.

То, насколько меня раздражают коллеги, еще мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия клиенты (пациенты, ученики, посетители, заказчики).

да

нет

5.

На протяжении последних трех месяцев я отказывался (отказывалась) от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях.

да

нет

6.

Коллегам (пациентам, ученикам, посетителям, заказчикам) я придумал (а) обидные прозвища (например, «идиоты»), которые использую мысленно.

да

нет

7.

С делами по службе я справляюсь «одной левой». Нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной.

да

нет

8.

О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое.

да

нет

9.

Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется взять и послать ее ко всем чертям.

да

нет

10.

За последние три месяца мне не попала в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнул (а) бы что-нибудь новенькое.

да

нет

 

За каждый ответ «да» начислите 1 балл. Результаты:

0-1 балл. Синдром выгорания на данный момент у вас отсутствует.

2-6 баллов. Есть некоторые признаки выгорания. Вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел.

7-9 баллов. Высокая степень эмоционального выгорания. Пришло время решать: либо сменить работу, либо, что лучше, переменить стиль жизни.

10 баллов. Положение весьма серьезное, но возможно, в вас еще теплится огонек, нужно сделать так, чтобы он не погас.

Работа в малых группах (составление списка)

Описание метода. Тренер делит участников на три группы по принципу «ученик – родитель – педагог». С этой целью каждому человеку на спину крепится карточка с названием одной из групп («ученик», «родитель», «педагог»), сам участник свою роль не знает. Даётся инструкция: передвигаясь по комнате и общаясь невербально, участники должны собраться в три группы. Когда участники соберутся в группы, каждой группе дается задание составить список на определённую тему.

Группа «Родители»: назвать симптомы профессионального выгорания, ответив на вопрос «Как проявляется профессиональное выгорание?»

Группа «Ученики»: назвать причины профессионального выгорания, ответив на вопрос «Почему педагог может профессионально выгореть?»

Группа «Педагоги»: назвать способы профилактики профессионального выгорания, ответив на вопрос «Как избежать профессионального выгорания?»

На выполнение задания группам даются 5 минут. Затем каждая группа озвучивает свой список, и другие участники в ходе обсуждения могут дополнить список другой группы.

Упражнение «Позитивное состояние и профессиональное выгорание»

Описание упражнения. Участники остаются в тех же группах, но получают новое задание: каждая группа на большом листе бумаги должна за две минуты сделать коллективный рисунок-образ, который символизирует позитивное состояние педагога. Для этого участники могут использовать маркеры и фломастеры разных цветов.

Затем тренер просит участников передать свой рисунок другой группе (это проще делать в кругу по часовой стрелке). И уже на втором этапе группы получают следующее задание: за одну минуту внести в рисунок другой группы изменения и дополнения, которые должны указывать на то, что эмоциональное состояние педагога нарушено в результате профессионального выгорания.

Далее тренер предлагает участникам передать рисунок в следующую группу (в кругу по часовой стрелке). На этом этапе следующим группам за две минуты нужно тоже внести свои изменения и дополнения в уже «испорченный» рисунок, но при этом сделать всё, чтобы максимально восстановить эмоциональное состояние, нарушенное профессиональным выгоранием. После чего рисунки возвращаются к тем группам, которые начинали их рисовать. Каждая группа внимательно рассматривает свой дополненный рисунок. Затем проводится обсуждение.

          Вопросы для обсуждения: 

- Что вы чувствовали в тот момент, когда увидели свой рисунок?

- Удалось ли до конца восстановить рисунок эмоционального состояния другой группы?

- Насколько это было легко? Почему?

- Какой можете сделать вывод после всего того, что произошло?

Метод «Четыре угла»

Описание метода. Готовые варианты ответов располагаются в трех углах комнаты, четвертый угол открыт для всех, у кого есть свое определенное мнение. Педагогам зачитывается ситуация. Нужно выбрать предложенные варианты ответов и аргументировать выбранный вариант. В процессе обсуждения каждый участник может поменять свое мнение и перейти в любой угол.

Ситуация 1.

На уроке, после объявления оценок по контрольной работе, Вася сказал: «Ну и стерва!» Его высказывание слышали несколько человек, сидящих рядом и учительница Мария Петровна. Как поступить Марии Петровне?

1 угол – «Отвести Васю к администрации школы, пусть сами предпринимают меры»

2 угол – «Вызвать Васиных родителей в школу»

3 угол – «Поговорить с Васей наедине после урока»

4 угол – «Открытый угол» (свой вариант)

Ситуация 2.

После получения расчетного листа, Зинаида Григорьевна, не увидела в разделе «премия» сумму, на которую рассчитывала, после проведения открытого мероприятия. Что стоит сделать Зинаиде Григорьевне?

1 угол – «Пойти к директору»

2 угол – «Проигнорировать, в надежде, что в следующем месяце все разрешиться само собой»

3 угол – «Возмутиться в учительской, вдруг кому надо услышит и сделает выводы»

4 угол – «Открытый угол» (свой вариант)

Ситуация 3.

От Надежды Ивановны завуч требует участие в конкурсе. Но Надежда Ивановна сильно загружена учебной работой, классным руководством и проектной деятельностью. Как быть Надежде Ивановне?

1 угол – «Поучаствовать в конкурсе, ведь деньги лишними не бывают»

2 угол – «Предложить администрации привлечь для участия в конкурсе менее загруженную коллегу»

3 угол – «Твердо отказаться не объясняя причин»

4 угол – «Открытый угол» (свой вариант)

После анализа ситуаций проводится обсуждение. У педагогов в группе можно спросить следующее:

- Могут ли эти ситуации привести к профессиональному выгоранию или усугубить его? Почему?

- Была ли в вашей жизни ситуация, похожая на одну из этих?

- Готовы ли вы поделиться своей историей?

- Как вы понимаете слово «саморегуляция»?

Введение понятия

САМОРЕГУЛЯЦИЯ – это умение управлять своими чувствами, самостоятельно регулировать своё эмоциональное состояние. Способность к саморегуляции – очень важное качество, которое помогает человеку сохранить внутреннее равновесие.

Тренер предлагает предагогам освоить самые простые приёмы саморегуляции, которые можно применить в стрессовом состоянии.

Приём № 1 «Семь свечей»

Описание приёма. Тренер просит педагогов сесть удобно, закрыть глаза, расслабиться. Звучит инструкция: «Вам спокойно, удобно и комфортно... Вы дышите глубоко и ровно... Представьте себе, что на расстоянии примерно метра от вас стоят 7 горящих свечей... Сделайте медленный, максимально глубокий вдох. А теперь вообразите, что вам нужно задуть одну из этих свечей. Как можно сильнее подуйте в ее направлении, полностью выдохнув воздух. Пламя начинает дрожать, свеча гаснет... Вы вновь делаете медленный глубокий вдох, а потом задуваете следующую свечу. И так все семь свечей».

Приём№ 2 «Винтовая лестница»

Описание приёма. Тренер предлагает участникам вспомнить одну из последних в их личной жизни ситуаций, где им пришлось испытать стресс. Закрыть глаза и воспроизвести то состояние, которое пережили в тот момент. Затем сделать глубокий вдох и, представляя, что перед ними высокая винтовая лестница, медленно выдыхать таким образом, чтобы движение воздуха при выдохе двигалось по спирали, как по винтовой лестнице, сверху вниз. Это можно проделать ещё на два-три вдоха-выдоха.

По итогам отработки двух приёмов организуется обсуждение:

  • Какие испытали ощущения?
  • Какой из приёмов понравился больше? Почему?
  • Какими приёмами готовы пользоваться в стрессовых ситуациях?
  • Чем ещё пользуетесь, чтобы снять стрессовое напряжение?
  1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ (рефлексивное упражнение «Круг», релаксационное упражнение «Заброшенный сад»)

Рефлексивное упражнение «Круг»

Описание упражнения. В завершении встречи тренер предлагает участникам в кругу подвести итоги тренинга и продолжить рефлексивные высказывание: «Свои ощущения я мог бы выразить тремя словами – …»

Релаксационное упражнение «Заброшенный сад»

Инструкция. Пожалуйста, закройте глаза. Несколько раз глубоко вздохните и выдохните. Представьте себе, что вы бродите по какому-то большому поместью. Вы видите высокие стены, целиком заросшие плющом. В стене вы замечаете старую деревянную дверь. Поддавшись внезапному порыву, вы открываете створки и входите внутрь…

Вы обнаруживаете, что оказались в старом саду. По-видимому, раньше этот сад был цветущим, аккуратным и очень ухоженным. Но сейчас он совсем одичал. Деревья и кусты необузданно разрослись во все стороны, сорняков столько, что дорожки и клумбы стали едва различимы.

Вы начинаете наводить порядок в окружающей вас части сада.

Возможно, вы будете косить траву, выпалывать сорняки, обрезать сучья, пересаживать растения, поливать их, вносить удобрения. Делайте всё, что, как вам кажется, надо сделать, чтобы привести сад в порядок…

А когда вы устанете, и вам понадобится источник вдохновения для продолжения работы, остановитесь и посмотрите на ту часть сада, которую вы уже привели в порядок, и сравните её с той, которой ваша рука еще не касалась. (3 минуты.)

А теперь скажите саду «до свидания» и со свежими силами возвращайтесь сюда.

Последние изменения