Современные подходы к организации деятельности методических формирований педагогов

Пивоварчик Светлана Ивановна,

заместитель директора по учебной работе ГУО «Гимназия г.Ганцевичи»


Смотреть презентацию

Любому учителю хочется стать значимой фигурой. Значимый учитель – это одновременно профессионал и личность. Он не просто занимает рабочее место, но и украшает своим личным отношением то, что составляет смысл его работы.

Сухомлинский считал, что учитель – это творец детского счастья, детских радостей. Учитель должен обладать огромным талантом человеколюбия и безграничной любовью к своему труду и, прежде всего, к детям, чтобы на долгие годы сохранить бодрость духа, ясность ума, свежесть впечатлений, восприимчивость чувств, так как без этих качеств труд педагога превращается в муку.

На протяжении своего трудового пути педагог не только обучает и воспитывает детей, но и сам учиться, развивается, совершенствуется…  А современное состояние системы образования требует развитие педагогической компетентности как будущих специалистов в сфере образования, так и тех, кто уже осуществляет профессиональную деятельность в этой области. Большую роль в этом играет методическая работа, проводимая в школе.

Система методической работы гимназии представляет собой совокупность мероприятий, направленных на повышение уровня методической компетентности учителя, удовлетворение его естественной потребности в саморазвитии и самореализации, с целью повышения качества образовательной деятельности, в соответствии с современными требованиями развития общества.

Ведущими направлениями методической работы гимназии являются аналитическая, информационная, консультационная, организационно–методическая деятельность.

Данные направления работы образуют модель методической работы гимназии.

Для обеспечения функционирования данной модели организована структура методической сети гимназии, в которую входят семь учебно-методических объединений учителей и учебно-методическое объединение классных руководителей.

Приоритетными направлениями в деятельности учебно-методических объединений являются: проблемный анализ результатов образовательного процесса по учебному предмету; разработка методических рекомендаций для педагогов, учащихся и родителей; внесение предложений по изменению содержания учебных предметов, в том числе факультативов, и их учебно-методическое обеспечение; определение степени влияния профессиональной деятельности педагога на результаты образовательной деятельности; диагностика качества знаний учащихся; участие в подготовке и проведении методических декад, предметных недель и т. д.

Цель учебно-методических объединений состоит в обеспечении качества образования, эффективности образовательного процесса в ходе совместного поиска, отработки и внедрения лучших образцов педагогической деятельности, профессионального общения, выработки единых подходов, требований, норм оценки результатов учебной деятельности учащихся и профессиональной деятельности педагогов.

Традиционно деятельность учебно-методических объединений осуществляется по двум значимым направлениям: организационная работа и учебно-методическая работа.

Организационная работа включает:

  • общую характеристику состава педагогов учебно-методических объединений (создание банка данных о членах учебно-методических объединений);
  • диагностику профессионального уровня педагогических кадров;
  • планирование работы на определённый период;
  • организацию работы по выполнению плана;
  • подведение итогов работы за определённый период;
  • ведение необходимой документации учебно-методических объединений.

 

Учебно-методическая работа включает:

  • анализ результатов образовательного процесса;
  • изучение эффективного педагогического опыта и его использование в практической деятельности;
  • подготовку учащихся к различным конкурсам, интеллектуальным состязаниям, предметным олимпиадам;
  • подготовку и проведение внеклассных мероприятий по учебным предметам.

 

На основе направлений деятельности учебно-методических объединений разрабатывается план его работы.

Органом внутригимназического управления, координатором инноваций и учебно-методической работы является методический совет.

На заседаниях методического совета анализируется каждое направление работы в сравнении с показателями последних трех лет, что позволяет проследить динамику развития учащихся, рост профессиональной квалификации учителей, успешность выполнения основных задач гимназии. Каждый член нашего педагогического коллектива знает о том, как он совершенствовал преподавательскую и воспитательную деятельность, чем она отличается от работы предыдущих лет. Анализируя методическую работу по итогам учебного года, члены методического совета дают оценку методической работе за предыдущий учебный год, определяют проблему, методическую тему, приоритетные задачи, над которыми педагогический коллектив будет работать в следующем учебном году.

Методическая работа в гимназии – это социальный комплекс практических мероприятий, базирующийся на достижениях науки, на опыте эффективной педагогической практики и направленный на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого учителя. Этот комплекс ориентирован, прежде всего, на повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а, в конечном счете – на повышение качества и эффективности образовательного процесса: роста уровня образованности, воспитанности и развития учащихся.

Немаловажным значением в методической работе является выбор форм. Они определяются с учетом деятельностного подхода в обучении, а также пожеланий педагогов, высказанных при итоговом анкетировании.

Наиболее эффективными формами методической работы на современном этапе, на наш взгляд, являются: семинар-практикум, научно-практическая конференция, методический фестиваль, мастер-класс, методический ринг, деловая игра, тренинг, педагогические чтения, профессиональная выставка, защита проекта, открытый урок, учебные, деловые, ролевые и другие игры, которые способствуют формированию интеллектуальной культуры и культуры саморазвития педагогов. Активные и интерактивные формы методической работы, по мнению наших педагогов, стимулируют поиск, творческую исследовательскую деятельность, предполагают создание нового образовательного продукта в процессе взаимодействия вовлеченных в образовательный процесс субъектов и ориентированы на зону ближайшего развития.

Теоретические семинары, направленные на решение выявленной проблемы гимназии, позволяют повысить теоретический уровень профессиональной подготовки учителя.

Возможность познакомить учителей гимназии, района и области с педагогическими находками, творчеством отдельных педагогов предоставляется через такую форму методической работы как мастер-класс.

Часто руководители учебно-методических объединений для обсуждения определённой проблемы, выработки плана современных действий используют методический диалог.

Традиционными стали панорамы методического мастерства. С целью глубокого и всестороннего рассмотрения определенной проблемы обучения и воспитания как в теории, так и на практике в рамках панорамы проводятся открытые уроки, заседания учебно-методических объединений, научно-практические конференции педагогов, педагогические чтения, выставки методических материалов по теме.

"День науки", научно-практические конференции учителей и учащихся, педагогические чтения стимулируют педагогический коллектив к повышению профессионально-педагогического мастерства.

Утверждение К.Д. Ушинского о том, что педагог живет до тех пор, пока учится сам, в современных условиях приобретает особое значение. Сама жизнь сегодня ставит на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования. Достижение нового качества образования невозможно без повышения уровня профессиональной компетенции педагогов. Залогом профессионального успеха уже не могут служить полученные один раз в жизни в ВУЗе знания. В настоящее время педагогам предлагается большое разнообразие курсов повышения квалификации, организуемых различными структурами. Как очные, так и заочные курсы, в том числе дистанционные с использованием современных информационно-коммуникационных технологий, как бесплатные, так и организуемые на платной основе.

Нам удается планомерно, логично направлять работу всего коллектива по пути развития учебного заведения, влиять на собственное профессиональное обновление, на развитие личности учителя, учащихся, координировать поисковые разработки, причем в рамках постоянно действующей системы обновления образования и воспитания в условиях своего учебного заведения, улавливая дух времени, совершенствуя при этом формы развивающего обучения, развивая творческую мыслительную деятельность, потенциальные способности детей и учителей.

Закончить выступление хочется словами Д.И. Менделеева «Учителя, как местные светочи науки, должны стоять на полной высоте собственных знаний в своей специальности». К чему мы и стремимся в нашем коллективе.

 

Литература

  1. Булахова, З. Н. Секреты методической работы, Подсказки методиста: метод. пособие / З. Н. Булахова. – Минск: Зорны Верасок, 2017. – 108 с. – (Формирование и развитие управленческой компетенции руководителей учреждений образования).
  2. Глинский, А. А. Методические формирования в современной школе: практические советы для руководителей учреждений общего среднего образования, руководителей методических объединений, Школы молодого учителя, методистов районных (городских) учебно-методических кабинетов / А. А. Глинский, В. Л. Маевская, А. С. Сечко; под ред. А. А. Глинского. – 2-е изд., испр. – Минск: Зорны Верасок, 2018. – 108 с.
  3. Кашлев, С. С. Технология интерактивного обучения / С. С. Кашлев. – Мн.: Белорусский верасень, 2005. – 196 с. 5. Современные технологии для