Система методической службы Ганцевичского района

Киселевич Анна Ивановна,

заведующий ГУМУ «Ганцевичский РУМК»

Ганцевичский районный учебно-методический кабинет совместно с отделом по образованию райисполкома формирует сеть методической службы района и обеспечивает её деятельность через информационную, организационную и координационную работу с участниками образовательного процесса.

Основная цель деятельности методического кабинета - учебно-методическое обеспечение деятельности учреждений образования, создание условий для формирования профессиональной культуры педагогических кадров, повышение качества образования путём совершенствования профессиональной квалификации педагогических и руководящих кадров.

Качественный и количественный состав методистов соответствует существующим типовым штатам. Работает 8 специалистов (заведующий, 7 методистов).

Ведется постоянная работа по повышению профессионального уровня методистов. За 2018, 2019 годы 100 % работников кабинета прошли курсовую подготовку. Повысили квалификационную категорию за 2019 год и 10 месяцев 2020 года 4(50%) специалиста. В итоге на 01.11.2020 2 (28,6%) методиста имеют высшую квалификационную категорию, 4(57,2%) - первую, 1 (14,2%) – вторую. Стаж работы в РУМК от 2 до 16 лет.          

В основу работы с педагогическими кадрами положены принципы непрерывности, преемственности и единства теоретической и практической подготовки, комплексного подхода к определению содержания, форм и методов работы.

Содержание методической работы формируется на основании нормативных правовых документов, рекомендаций Министерства образования Республики Беларусь,  управления образования Брестского облисполкома, а также локальных документов.

В отделе по образованию и во всех учреждениях общего среднего образования района ежегодно издается приказ об организации методической работы с педагогами, определяется состав методического совета и учебно-методические объединения. Методический совет и учебно-методические объединения работают на основании Положения о методическом совете и Положения об учебно-методическом объединении, утвержденным руководителем учреждения.

В 2020/2021 учебном году методическая сеть включает 47 районных методических формирований: 36 районных учебно-методических объединений, 8 творческих групп, школу молодого учителя, резерв руководящих кадров, постоянно действующий семинар.

Количество школьных учебно-методических объединений зависит от количества педагогов и поставленных целей. Во всех учреждениях созданы объединения учителей начальных классов и воспитателей ГПД,  классных руководителей. Таким образом, районными и школьными учебно-методическими объединениями охвачены все педагоги района.

Каждый педагог, являясь членом  предметного методического объединения, обменивается  со своими коллегами результатами работы, совместно решает  проблемы, имеет возможность приобретать определённые умения.

Девять педагогов района входят в состав областных творческих групп по учебным предметам: биологии, географии, истории, математике, обслуживающему труду.

В состав клуба творчески работающих педагогов Брестской области «Созвездие» в 2019 году вошли 3 педагога района: Гурман Т.А., Рылко И.М. (ГУО «Гимназия г. Ганцевичи»), Поплавская Н.М. (ГУО «СШ №3 г.Ганцевичи»).

Эффективное управление методической учёбой педагогов на уровне района невозможно без квалифицированных и компетентных  руководителей районных методических формирований.

Поэтому руководителями методических формирований назначаются опытные, инициативные, творческие педагоги. Первую и высшую квалификационную категорию имеют 97,9% руководителей методических формирований (2018 год - 93,3%). С целью повышения качества организации методической работы, эффективности контроля руководителям учреждений образования рекомендуется установить надбавки руководителям районных учебно-методических формирований в размере до 15% оклада.

Планирование работы методических формирований осуществляется с учетом образовательных потребностей педагогов и методических рекомендаций Министерства образования Республики Беларусь специалистами отдела по образованию, методистами ГУМУ «Ганцевичский районный учебно-методический кабинет» совместно с руководителями методических формирований на год, осуществляется регулярное посещение специалистами, методистами заседаний. С целью оказания методической помощи по проведению семинаров осуществляются предварительные выезды в учреждения.

Для координации деятельности методических формирований составляется график работы, который досылается в каждое учреждение. В конце учебного года каждое районное учебно-методическое объединение представляет отчёт проделанной работы за год.

В августе ежегодно проводятся инструктивно-методические совещания, во время которых педагогические работники информируются о нормативном правовом, научно-методическом обеспечении образовательного процесса по учебным предметам в новом учебном году, новинках педагогической литературы, августовские педагогические конференции. В 2018 году на базе района состоялось областное пленарное совещание «Перспективные направления развития системы образования Брестской области в 2018/2019 учебном году».

На заседаниях районных учебно-методических объединений рассматриваются различные вопросы, касающиеся организации образовательного процесса.

Работа творческих групп направлена на разработку дидактического обеспечения преподавания учебных предметов. Например, учителями географии разработаны рекомендации по стимулирующему оцениванию знаний учащихся, учителями химии и биологии - методический материал для преподавания отдельных тем на повышенном уровне, учителями белорусского языка и литературы - олимпиадные задания для учащихся 5-7 классов, учителями математики - контрольно-измерительные материалы для учащихся 10-11 классов, изучающих математику на повышенном уровне, методические рекомендации по проверке экзаменационных работ и т.д.

Используются разнообразные формы работы: семинары-практикумы, круглые столы, открытые учебные занятия, методические практикумы, фестивали педагогических идей, интерактивные занятия с элементами тренинга, методические диалоги, мастер-классы, творческие мастерские. Осваиваются  электронные образовательные ресурсы. В 2020 году в связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой 6 заседаний районных учебно-методических объединений проведены в дистанционной форме, использовалась платформа Microsoft Teams.

Важнейшей составляющей методической работы является методическое сопровождение роста профессиональной компетентности педагогических работников  и их успешной аттестации. Работа строится  на основе дифференцированного подхода в соответствии с уровнем квалификации.

В районе создана школа молодого учителя. Работа школы направлена на адаптацию педагогов к профессии, оказание им помощи в овладении основами профессионального мастерства, формирование у них потребности в непрерывном самообразовании. На занятиях рассматриваются вопросы: «Нормативные правовые документы, регламентирующие деятельность учителя», «Организация воспитательной работы с учащимися», «Тип, формы и структурные элементы современного урока»,  «Примерная схема оценки и анализа урока», «Проблемные ситуации на уроке и способы выхода из них», «Самообразование как один из путей профессионального развития педагога», «Роль профсоюзов в защите экономических и социально-правовых отношений работников».

За всеми вновь прибывшими учителями приказами руководителей закрепляются наставники из числа опытных педагогов.

Методистами районного учебно-методического кабинета проводятся необходимые индивидуальные консультации, оказывается методическая помощь администрации учреждений по организации работы с молодыми педагогами (наличие и правильность написания приказов о закреплении наставника, составление индивидуальных планов работы).

Традиционными стали методические выходы (выезды) методистов и главных специалистов отдела в учреждения образования  с целью оказания практической помощи руководителям, учителям и воспитателям.

Одним из важнейших направлений в деятельности учебно-методического кабинета является повышение квалификации педагогических кадров через курсовую подготовку. В последние три года выполняется доведённый областным институтом развития образования план курсовой подготовки. На занятиях районных и школьных учебно-методических объединений регулярно заслушиваются выступления педагогов, которые прошли курсы повышения квалификации на базе областного института развития образования, Академии последипломного образования.

В целях удовлетворения индивидуальных запросов педагогов в повышении профессиональной подготовки организуется их самообразование, которое осуществляется путём самостоятельного изучения специальной литературы, а также через ознакомление с передовым педагогическим опытом при организуемой консультативной и методической помощи со стороны администрации учреждения, методистов и специалистов отдела. Практикуется заслушивание отчётов педагогов о работе по самообразованию на методических советах, заседаниях методических объединений.

На сегодняшний день процессом, обуславливающим создание в системе непрерывного образования условий для развития индивидуального стиля профессиональной деятельности педагога, стимулирующим творческий поиск и профессионально-личностное развитие специалистов, является аттестация на присвоение квалификационных категорий. Аттестация педагогических кадров с целью установления соответствия требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям, принадлежит к тем наиболее эффективным инструментам, которые способствуют расширению круга творчески работающих педагогов, разработке и реализации ими новых педагогических технологий, росту их профессиональных компетенций. 

Аттестация педагогических работников в районе осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке проведения аттестации педагогических работников.

За 2018/2019 и 2019/2020 учебных года прошли аттестацию в районе 168 педагогов. Из них получили вторую квалификационную категорию 46 педагогов, первую – 54, высшую – 67.

В 2019 году учитель химии ГУО «Гимназия г. Ганцевичи» Рылко Инна Михайловна сдала квалификационный экзамен на категорию «учитель-методист». В декабре запланирована сдача экзамена учителем истории и обществоведения ГУО «СШ № 3 г. Ганцевичи» Поплавской Натальей Михайловной.

Немаловажным направлением в методической работе является обобщение и распространение эффективной педагогической практики. Наладить тесное сотрудничество, создать такую образовательную среду, в которой одни учителя получали бы необходимый им передовой педагогический опыт, а другие возможность самопроявления, раскрытия профессионального и творческого потенциала, помогает такая форма методической работы как проведение декад педагогического мастерства, конкурсов: профессионального мастерства, методических разработок, на лучший кабинет и т.д.

Раз в три года проводится районный этап республиканского конкурса профессионального мастерства педагогических работников «Учитель года Республики Беларусь», областного конкурса «Молодой учитель Брестчины».

По результатам областного этапа конкурса «Учитель года» в 2020 году Трояновская Марина Валентиновна, учитель английского языка  ГУО «СШ № 3 г. Ганцевичи», стала лауреатом (Диплом II степени).

С целью непрерывного совершенствования и развития уровня педагогического мастерства педагогов в 2018/2019 учебном году проведен районный конкурс «Лучшее школьное учебно-методическое объединение».

Также педагоги района принимают участие в методических мероприятиях областного, республиканского и международного уровней: Международной Ярмарке социально-педагогических инноваций в             г. Иваново, Международных педагогических чтениях «Непрерывное образование педагогов: достижения, проблемы, перспективы», Международной научно-практической конференции «Современные аспекты образования. Новый взгляд», X Международном научно-практическом семинаре «Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы», республиканской конференции «Эффективный педагогический опыт: от теории к практике», Республиканском фестивале инновационного педагогического опыта «Результативность. Качество. Ресурсы инновационного образования» и др.

В 2018 году на базе района проведены областной семинар-практикум для специалистов отделов образования, спорта и туризма, методистов городских, районных учебно-методических кабинетов, курирующих преподавание русского языка и литературы, белорусского языка и литературы «Реализация в процессе изучения русского языка и литературы, белорусского языка и литературы индивидуально-личностного и деятельностного подходов», областной семинар директоров ЦКРОиР.

Педагоги района распространяют педагогический опыт через средства массовой информации. В республиканских изданиях, сборниках материалов конференций и на образовательных сайтах («Настаўніцкая газета», журналы «Выхаванне і дадатковая адукацыя», «Народная асвета», «Пачатковае навучанне», «Переходный возраст», «Русский язык и литература», «Гісторыя і грамадазнаўства», «Беларуская мова і літаратура», «Беларускі гістарычны часопіс», «Праздники в школе», «Профессиональное образование» и др.) ежегодно публикуется около  50 статей педагогов учреждений образования.

Во всех учреждениях общего среднего образования на официальных сайтах имеются вкладки по методической  работе «Учительская», «Методическая работа», «Методическая копилка», «Метадычная старонка», «Метадычная дапамога» и т.д.

Налажено сотрудничество между отделом по образованию Ганцевичского района и отделом образования районного исполнительного комитета Леова Республики Молдова.

В 2018 году впервые на базе района прошла конференция педагогов с международным участием «Потенциальные образовательные ресурсы профессионального развития педагога», в 2019 году - «Современные подходы в обучении и воспитании: от теории к практике».

Проводится необходимая работа по учебно-методическому обеспечению образовательного процесса.  В учреждения образования своевременно поступают учебные пособия, методическая литература, учебно-методические комплексы для проведения факультативных занятий. Все учреждения своевременно обеспечиваются программами.