Повышение компетентности воспитателей дошкольного образования

Инна Сергеевна ТРЕФИЛОВА,

заместитель заведующего по основной деятельности ГУО «Ясли-сад №7 г.Ганцевичи»


Стремительные тенденции в обществе выдвигают требования модернизации системы образования, в том числе и первого ее звена – дошкольного [2]. Да и мы, педагоги, осознаем тот факт, что современные дети совсем не такие, какими были их сверстники 15-20 лет тому назад. Они знают и умеют гораздо больше, быстрее впитывают информацию, хотят, чтобы каждый день их  пребывания в детском саду был не похож на предыдущий.

Это создает потребность в поиске эффективных способов повышения качества образовательного процесса в соответствии с заказом государства.

Нашей стране нужны инициативные, всесторонне развитые личности, готовые обучаться в течение всей жизни, способные творчески мыслить и находить нестандартные решения. Данные задачи можно решить с помощью различных форм, методов и приемов, среди которых особое место занимает проектная деятельность.

Метод проектов успешно входит в систему работы многих учреждений образования. Этот метод зарекомендовал себя как перспективный, креативный и эффективный [3]. О его успешности говорят исследования, описанные в трудах зарубежных и отечественных авторов Л.С. Киселевой, Т.А. Данилиной, Т.С. Лагоды, М.Б. Зуйковой, Д.Дьюи, В.Н. Вераксы, которые называли проектную деятельность прекрасной возможностью для самореализации, самораскрытия и самообучения маленького человека.

Вошел метод проектов и в деятельность нашего учреждения дошкольного образования, но не потому, что это модно, современно и престижно. С его помощью планировалось повысить познавательную активность наших воспитанников.

Для того, чтобы проектная деятельность получилась успешной и дала свои положительные плоды, необходимо было подготовить к данной работе педагогический коллектив. Считаем, что методическое сопровождение внедрения проектной деятельности в работу с детьми целесообразно начинать с выявления уровня знаний педагогов о проектном методе, их профессиональных затруднений в данном вопросе, а так же проанализировать готовность коллектива к деятельности в этом  направлении. С этой целью проводились анкетирование, опрос, тестирование, индивидуальные беседы и минутки общения, велось наблюдение за деятельностью педагогов. Следует подчеркнуть, что очень важен здесь грамотный подход к  обработке полученных результатов, корректность и педагогический такт по отношению к педагогам и умения разглядеть сильные стороны воспитателей, чтобы использовать их в дальнейшей работе.

Следующим шагом стало формирование мотивации у педагогов к внедрению метода проектов. Это важный этап методической работы с кадрами, так как их мотивационное поле является мощным фактором профессионального  самосовершенствования. Стимулами, позволяющими повысить уровень мотивации стали похвала, благодарность, поощрение инициативы и самостоятельности, привлечение к участию в группе по разработке проектов и в других формах методической работы. Поднятию уровня мотивации наших педагогов стал прием «престижных поручений», когда им давалось особо значимое для коллектива задание, требующее не только профессионализма, но и креативного подхода к его решению, а так же умения проявить организаторские способности.

Чтобы грамотно руководить проектной деятельностью, педагог должен в полном объеме владеть теоретической и практической базой по данному вопросу. Прежде всего, воспитатели мотивируются на работу по самообразованию, им дается  установка на детальную проработку имеющегося в методическом кабинете материала, литературы, подборки статей периодический изданий, информации образовательных интернет-сайтов по вопросам проектной деятельности. Полученные в ходе самообразования теоретические знания требуют систематизации, уточнения и конкретизации. Для этого организовываются тематические консультации и методические уроки [1]. Параллельно совершенствуется уровень практической подготовленности педагогов по вопросам реализации проектов. На семинарских занятиях мы знакомились с видами проектов, совершенствовали умения выделять проблему, вырабатывали алгоритм реализации проекта на каждом его этапе, учились отличать продукт проектной деятельности от его презентации, обговаривали механизм составления портфолио.

Эффективной формой методического сопровождения воспитателей, повышение их компетентности в вопросах внедрения проектов стала «Мастерская творческого педагога», в рамках деятельности которой проводились мастер-классы, а так же практическая отработка отдельных форм работы с детьми на различных этапах проектной деятельности в форме импровизированных занятий, игр и путешествий. В целях качественной организации проектной деятельности необходимо создать богатую, насыщенную, грамотно построенную предметно-развивающую среду. Пространственное окружение ребенка действительно должно быть по-настоящему развивающим. И только в этом случае оно станет основой для организации увлекательных открытий, содержательных исследований, воспитания творческой, активной личности, источником знаний и социального опыта воспитанников [4]. Практика показывает, что в вопросах создания среды педагогам так же необходимо методическое сопровождение. Среди всего многообразия форм работы с кадрами в данном направлении очень эффективной является педагогическая экскурсия, в ходе которой  воспитатели имеют возможность познакомиться с педагогическими находками коллег в вопросах создания среды группы для работы над проектом. Кроме того, они сами могут презентовать свои подходы к этому вопросу, что является не только формой повышения профессиональной компетентности через обмен опытом, но и поднимает у педагогов уровень самооценки, их авторитет в коллективе.

В свете современных требований по реформированию системы образования в нашем учреждении ведется постоянный поиск нестандартных подходов и путей совершенствования методического сопровождения педагогического коллектива по различным направлениям образовательной деятельности с воспитанниками, в том числе и по проектной. Интерактивные формы работы с кадрами считаем в этом контексте наиболее приемлемыми и широко используем их в своей деятельности. Мы пришли к выводу, что «интерактив» – весьма комфортный метод взаимодействия для наших педагогов, так как в результате совместной деятельности они чувствуют себя успешными и интеллектуально состоятельными. А групповая работа – прекрасный способ быстрого вовлечения каждого члена коллектива в процесс познания. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что дает возможность педагогам получить не только новые знания по обсуждаемой проблеме, но и развивает саму педагогическую деятельность, переводит ее на более высокий уровень сотрудничества и командного духа [1].

В рамках методического сопровождения педагогов при внедрении проектов в образовательный процесс помимо деловых игр, устных журналов, экспресс-опросов, мозговых штурмов, брифингов, можно порекомендовать проведение таких интерактивных методов как консультация-парадокс «Особенности работы воспитателя с детьми разных возрастных групп по развитию их познавательных способностей посредством проектной деятельности», в ходе которой слушателям дается задание прослушать консультацию с преднамеренно сделанным в ней определенным количеством ошибок, найти их и исправить.

С расширением круга педагогических знаний по проблеме реализации проектов, уточнения результатов повышения теоретических знаний педагогов через самообразование, может отлично справиться интерактивный метод «Древопроектирование», которое, якобы, «Растет в саду Мудреца» (ведущего игры). На его листьях написаны вопросы по заявленной теме, которые, по итогам анкетирования, вызывали затруднения у педагогов. Срывая листик с дерева, они пытаются ответить на вопрос. Коллеги могут принять участие в обсуждении проблемы. При необходимости можно обратиться за помощью к «Мудрецу».

Несущими такую же диагностическую задачу по уточнению знаний педагогов об особенностях работы по реализации проектов, являются игры «Кто хочет стать знатоком проектного метода?», «Необычный брейн-ринг», «Я знаю о проектах все». Совершенствовать знания методики, отработать на практике и выработать для себя тактику действий при организации форм работы с воспитанниками по методу проектов помогут интерактивные методы «Педагогический салат», «Наш кинозал», «Педагогический театр».

Уйти от стандартных докладов и разнообразить обмен опытом по результатам проектной деятельности помогут творческий час на тему «Вот какой у нас проект», «Фестиваль педагогических находок», «Наши маленькие открытия», «Ярмарка методических идей», «Мы – лучшие!». Одним из основных требований для участников данных форм работы выступает неординарный, творческий подход к презентации реализованного проекта.

Методическое сопровождение проектной деятельности считаем необходимым и актуальным направлением работы методического кабинета, так как оно является неотъемлемой составляющей целостной системы непрерывного образования педагогических кадров, формой повышения их профессиональной компетентности, которая существенно влияет на качество и эффективность достижения конечных результатов работы учреждения дошкольного образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Котко, А.Н. Основы профессионального мастерства заместителя заведующего дошкольным учреждением по основной деятельности: Учеб.-метод.пособие: В 2 ч.Ч.2. Методический инструментарий/ А.Н. Котко, А.А. Гуз; Акад. последиплом. образования. – 2-е изд. – Минск, 2004. – 255 с.
  2. Лобынько, Л.В. Контроль и анализ деятельности учреждения дошкольного образования- Л.В. Лобынько. – Минск: ИВЦ Минфина, 2014. – 320 с.
  3. Петрикевич, А.А. Метод проектов в образовании дошкольников: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования/ А.А.Петрикевич. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2008.
  4. Пятница, Т.В. Развивающая среда дошкольного учреждения: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования/ Т.В.Пятница. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2008. – 291, [1] c.:ил. +1 электрон. опт.диск (CD-R).
Последние изменения