Современные подходы к организации деятельности методических формирований

Сукач Ольга Евгеньевна,

заведующий ГУО «Ясли-сад №1 г.Ганцевичи»


Смотреть презентацию

В условиях модернизации и развития системы образования произошли значительные изменения, как в организации, так и содержании педагогической деятельности коллектива учреждений дошкольного образования. Сегодня предъявляются особые требования к профессиональной деятельности педагогов.    В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность заведующего и его заместителя по основной деятельности учреждения дошкольного образования.

За годы работы руководителем учебно-методического объединения заведующих и заместителей заведующих учреждений дошкольного образования района я пришла к выводу, что успешное решение задач обучения и воспитания подрастающего поколения во многом зависит от того, как организована работа данного методического объединения.

Развитие системы образования в значительной степени зависит от профессионализма руководителя, его готовности к инновационному обновлению образовательного процесса. Качество учебно-воспитательного процесса в учреждении дошкольного образования, его результаты в определенной степени зависят от руководителей, их теоретической подготовки, педагогического и методического мастерства.

Работа методического объединения направлена на повышение качества профессиональной деятельности педагогов-руководителей учреждений дошкольного образования, вооружение их актуальными педагогическими знаниями и технологиями, развитие общей эрудиции, а также свойств и качеств личности.

Работа учебно-методического объединения стимулирует профессиональное развитие педагога управленца, способствует его самореализации, решению профессиональных и личных проблем, позволяет получить большее удовлетворение от работы, желании что-то изменить и двигать идеи вперед.

Цель учебно-методического объединения:

- Совершенствование качества дошкольного образования через повышение профессионального мастерства заведующих и заместителей заведующего по основной деятельности, повышение уровня теоретической, практической и психолого - педагогической компетентности всех участников, углубленное изучение управленческой деятельность.

 Основные задачи работы учебно-методического объединения:

- Повышение качества профессиональной деятельности педагогов.

- Оказание организационно - методической помощи.

- Выявление, обобщение и распространение положительного педагогического опыта творчески работающих педагогов-руководителей учреждений дошкольного образования района.

- Профессиональное становление молодых педагогов.

- Внедрение в образовательный процесс современных учебно-методических и дидактических материалов, инновационных технологий, систем информационного обеспечения занятий.

- Методическое обеспечение системы дошкольного образования.

Учебно-методическое объединение использует следующие формы работы:

- Заседания методических объединений.

- Открытые просмотры мероприятий, мастер-классы.

- Разработка методических продуктов.

- Организация методической помощи педагогическим работникам.

-Проведение методических выездов в другие районы с целью изучения опыта работы.

Наше учебно-методическое объединение имеет свой почерк в работе, свой подход, работает над своей методической темой, прежде всего, ориентируясь на освоение новых приёмов и методов повышения качества профессиональной деятельности педагогов–руководителей учреждений дошкольного образования.

Тематика заседаний очень разнообразна: «Повышение профессионального мастерства специалистов учреждений дошкольного образования», «Формы самообразования и профессионального роста педагогов учреждений дошкольного образования», «Мастер-класс как форма повышение профессионального мастерства специалистов учреждений дошкольного образования», «Делопроизводство в дошкольном учреждении», «Пенсионное обеспечение граждан, подготовка документов для назначения пенсий», «Раннее выявление признаков и причин семейного неблагополучия», «Реализация Декрета Президента Республики Беларусь № 18  «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях», «Совершенствование  профессиональной компетентности педагогов в процессе аттестации», «Организации питания воспитанников в учреждениях дошкольного образования, а также летнее оздоровление  детей на базе яслей-садов района», «Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста», «Выхавання  нацыянальнай  самасвядомасці  дашкольнікаў», “   «Экономическое воспитание в детском саду».

Социокультурные аспекты преемственности семейного, дошкольного и начального образования были рассмотрены на учебно-методическом  объединении, которое прошло на базе ГУО «Любашевский  ясли-сад-начальная школа».  В семинаре-практикуме приняли активное участие педагоги (учителя начальных классов, воспитатели дошкольного образования), родители воспитанников и учеников учреждения и представители социума (председатель сельисполкома Гордей В.Н., врач-педиатр Капустина Л.К., участковый инспектор Руденко К.А., сотрудник РОЧС Велесюк Н.А.). Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии семейного, дошкольного и начального образования. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения  задачи преемственности.

В связи с тем, что отмечается рост количества заинтересованных родителей в вопросах воспитания и развития  успешного ребенка в учреждениях дошкольного образования района с каждым годом расширяется спектр оказания образовательных услуг воспитанникам по запросу родителей. Проблемам организации образовательных услуг сверх базового компонента в учреждениях дошкольного образования  было посвящено заседание РУМО с приглашением экономистов и бухгалтеров, просмотром презентаций работы по различным  видам услуг.

Под девизом «Воспитываем вместе» в яслях-саду №1 г.Ганцевичи состоялось заседание районного учебно-методического объединения, на котором обсуждались вопросы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Место для проведения было выбрано неслучайно. В яслях-саду начиная с 2003 года под духовным руководством отца Петра и благодаря помощи матушки Ирины стали проводится занятия по духовно-нравственному воспитанию. В ноябре 2016 года на базе детского сада от Воскресной  школы храма Святителя Тихона открылась группа «Уроки добротолюбия».  Перед участниками семинара выступила первый наставник группы «Уроки добротолюбия», помощник благочинного по религиозному образованию и катехизации, преподаватель Воскресной школы Орса М.А. На заседании присутствовали другие педагоги Воскресной школы. Шевчук Л.В.,  преподаватель Воскресной школы и воспитатель дошкольного образования Трутько Л.А. провели с воспитанниками старшей группы занятие, на котором  детей знакомили с церквями района, говорили о добрых ангелах, изображали ангела в детских работах.

Наиболее продуктивно проходят  совместные заседания руководителей и специалистов учреждений.  На совместном заседании РУМО руководителей и председателей профсоюзных организаций учреждений дошкольного образования района на базе яслях-саду № 16 д.Чудин обсуждался вопрос «Организация работы по охране труда в учреждении дошкольного образования»

В работе круглого стола были рассмотрены  вопросы, требующие особого внимания, такие как:

  1. 1. Обеспечение безопасности детей во время их пребывания в учреждениях дошкольного образования.
  2. Система работы по созданию здоровьесберегающего пространства в учреждении дошкольного образования.
  3. Организация работы нанимателя и первичной профсоюзной организации по вопросам охраны труда.
  4. Проведение дней охраны труда (из опыта работы ГУО «Ясли-сад №1 г. Ганцевичи»).

В рамках РУМО в ГУО «Ясли-сад №2 г.Ганцевичи» в феврале 2020 в форме семинара-практикума прошло совместное заседание с учителями-дефектологами учреждений дошкольного образования района по теме «Развитие речи у детей дошкольного возраста», где рассмотрели следующие вопросы:

  1. Особенности оказания коррекционно-педагогической помощи детям дошкольного возраста с нарушениями речи.
  2. Эффективность работы педагогического коллектива по развитию связной речи детей посредством использования элементов современных образовательных технологий из опыта работы ГУО «Ясли-сад №2 г. Ганцевичи» таких как: технологии ТРИЗ, использование наглядного моделирования, кинизиологии, мнемотехники, арт-терапии, лэпбуков, Сингвейн. Были представлены видео сюжеты работы в различных возрастных группах с использованием современных педтехнологий.
  3. Использование интеллектуальных карт в развитии связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи из опыта работы ГУО «Ясли-сад №7г. Ганцевичи».
  4. Организация психолого-педагогического сопровождения детей с особенностями психофизического развития из опыта работы ГУО «Ясли-сад №1 г. Ганцевичи»
  5. Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи дошкольников. Советы учителя-дефектолога. Педагогом были представлены игры и упражнения, пальчиковые игры, графические упражнения, шнуровки, игры-вкладыши, пазлы, игры с песком, бросовый материал.

В этом учебном году запланировано проведение совместного заседания с руководителями физического воспитания и работниками здравоохранения на тему «Охрана и укрепление здоровья воспитанников»,   на котором будут рассмотрены  вопросы:

  1. Создания здоровьесберегающих условий образовательного процесса.
  2. Эффективность работы педагогического коллектива ГУО «Ясли-сад №5 г.Ганцевичи» по охране и укреплению здоровья воспитанников посредством формирования представлений о ЗОЖ и создание здоровьесберегающих условий образовательного процесса в условиях дошкольного образования.
  3. Преемственность в работе руководителя физического воспитания, музыкального руководителя, воспитателя и администрации учреждения дошкольного образования.

Не мало важно, обмениваться опытом по развитию системы образования регионов. Так участники РУМО посещали учреждения дошкольного образования г.Ивацевичи.

Мы  используем такую форму работы с кадрами, как культурно-познавательные экскурсии. В Минске посетили Белорусский Государственный Музей истории Великой Отечественной войны и Национальный академический большой театр оперы и балета (балет “ Лебединое озеро”). Прошла обзорная  автобусная экскурсия по городу Минску. Посетили  Коссовский дворец и усадьбу Тадеуша Костюшки, побывали в Мире и Несвиже и др. В рамках года МАЛОЙ РОДИНЫ, с целью ознакомления с достопримечательностями родного края, участники РУМО посетили храм в Избийском бору.    

Заседания учебно-методического объединения проводятся на базе всех учреждений дошкольного образования района.

В основном на год планируется три заседания РУМО, по окончании заседания составляется протокол, принимается решение. В конце учебного года я готовлю отчёт о проделанной работе, фотоотчёт. Изучив вопросы, которые предлагают коллеги для изучения и обсуждения на последующих заседаниях, составляю план работы на новый учебный год.

Особого внимания требуют молодые специалисты, которые с первого рабочего дня должны включиться в интенсивный ритм управленческого, образовательного и воспитательного процесса, и у которых еще не хватает опыта и профессионализма.

Задача учебно-методического объединений также заключается в наставничестве и обеспечении им поддержки и квалифицированной помощи молодым педагогам со стороны коллег.

Работа методических объединений способствует профессиональному самосовершенствованию тех педагогов, которые заинтересованы в своем профессиональном росте, желающие учиться и принимать инновации.

Утверждение К.Д. Ушинского о том, что педагог живет до тех пор, пока учится сам, в современных условиях приобретает особое значение. Достижение нового качества образования невозможно без повышения уровня профессиональной компетенции педагогов.

Передо мною зачастую стоит вопрос, как сделать, чтобы каждый педагог стал активным, заинтересованным участником работы методических объединений? Как избавиться от пассивности отдельных педагогов? Как перевести их от репродуктивной деятельности к исследовательской, к формированию умения рефлексировать в процессе познания нового и освоения знакомого материала?

Активизация творческой деятельности педагогов возможна через нетрадиционные, интерактивные методы и формы работы с педагогами, которые можно использовать при организации работы РУМО, рассмотрим некоторые из них.

Участники РУМО ознакомились с андрогогическим подходом, новыми формами работы с коллективом. Педагоги стали активными участниками в изучении новых методов работы с кадрами, таким, как метод «Карусель-граффити» на тему «Хороший детский сад для: администрации сада, района, детей, родителей, педагогов».        

Обучающие семинары являются, пожалуй, наиболее продуктивной формой повышения квалификации педагогов: на них основное внимание уделяется повышению их теоретической подготовки. Консультации  различных специалистов обычно планируют по запросам педагогов.

Экспресс-опрос. Цель его проведения быстро и оперативно выявить, насколько педагоги понимают обсуждаемую на РУМО проблему.

Значимую роль в образовательном процессе в целом и в системе повышения квалификации педагогов играют открытые просмотры занятий. Они позволяют педагогам увидеть, как работают их коллеги в других детских садах, использовать их позитивный опыт, осознать свои недочёты. Кроме того, руководители учатся анализировать особенности учебно-воспитательного процесса в целом.

Изучение лучшего опыта педагогов позволяет решить целый ряд задач, таких как: целенаправленное накопление педагогических материалов, анализ результатов деятельности по определённому направлению образовательной работы, описание взаимосвязанной работы всех специалистов учреждения дошкольного образования.

Педагогический ринг - ориентирует педагогов на изучение новейших исследований в психологии и педагогике, методической литературе, способствует выявлению различных подходов к решению педагогических проблем, совершенствует навыки логического мышления и аргументации своей позиции, учит лаконичности, чёткости, точности высказываний, развивает находчивость, чувство юмора. Такая форма предусматривает критерии оценки ответов, выступлений и действий участников:

- общая эрудиция;

- профессиональные знания, умения, навыки;

- умение выйти из затруднительного положения, экспромт.

Каждый творчески работающий педагог знает, как часто его посещают замечательные идеи, внезапные озарения (эврика), которые, будучи своевременно невостребованными, утрачиваются, забываются. Что бы этого не случилось, есть дискуссия - это обсуждение-спор, столкновение разных точек зрения, позиций, подходов. В нашем педагогическом опыте получили распространение свернутые формы дискуссий, к которым относятся: круглый стол техника «аквариума». Его основная задача выработать навыки критической оценки разных подходов к решению конкретных вопросов в практике работы учреждения дошкольного образования, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения, формировать культуру ведения дискуссии.

Симпозиум - обсуждение, в ходе которого участники выступают с сообщениями, представляющими их точки зрения, после чего отвечают на вопросы аудитории.

Турнир-викторина проводится как сочетание вопросов и ответов в несколько туров.

Деловая игра может быть использована не только как зачётное занятие по результатам теоретического семинара актуальной проблемы, но и при разработке решений новой проблемы.

Мастер-класс. Его основная цель - знакомство с педагогическим опытом, системой работы, авторскими находками и всем тем, что помогло педагогу-руководителю достичь наилучших результатов. Интересно прошел мастер-класса с участниками учебно-методического объединения в ГУО «Ясли-сад №2 г. Ганцевичи», там была представлена проективная методика арт-терапии для развития творческого воображения с использованием открыток тематического характера.

Древо мудрости – педагогам предлагается записать на «листочках» трудные, непонятные спорные вопросы в реализации определенной темы, и прикрепить их к Древу мудрости. Затем каждый по очереди подходит к дереву, «срывает листок», пытается ответить на вопрос. При затруднении обращаются к другим педагогам или к Мудрецу (ведущему игры).

«Педагогический салат» - Педагоги, представляя идею по вопросам воспитания и образования детей, опускают в салатницу жетон, символизирующий идею. Затем жетоны перемешиваются, получается «салат», рецепт записывается, выбирается оптимальное решение.

«Коучинг-сессия» - интерактивное общение, развивающее консультирование, дискуссия (вопрос - ответ). Принцип «Сделай за меня» практически не действует, здесь педагог не получает советов и рекомендаций, а только отвечает на вопросы, которые ему задает консультант, и сам находит и пути для решения проблем.

Еще одним эффективным интерактивным методом является презентация - это наглядный вариант лекционного и практического материала.

Презентация включает в себя не только представление педагогами современных развивающих методов и технологий, которые они используют в своей работе, но и возможности их применения в работе других педагогов.  У нас презентации проходят на каждом заседании и в различных формах, это и  выставки учебно-методической литературы  презентации дидактического материала, опыта работы и т.д.     

Метод «Кейсов» (Casestudy) - неигровой метод анализа и решения ситуаций, где коллеги участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций и задач, взятых из реальной практики. Этот метод, как правило, применяется в процессе ситуационной деловой игры, которая сама по себе также является интерактивным игровым методом и предполагает развертывание особой (игровой) деятельности педагогов - участников имитационной модели, воссоздающей условия и динамику воспитательно-образовательного процесса или сотрудничества с родителями воспитанников.

Все перечисленные методы и формы работы учебно-методического объединения достаточно эффективны. После их применения выявляются позитивные изменения общего уровня профессиональной компетенции педагогов. Грамотно построенная система работы с заведующими и заместителями заведующего учреждения дошкольного образования, в рамках РУМО позволяет повысить качество их профессиональной деятельности.

Последние изменения