Эффективная форма повышения профессионализма

Светлана Владимировна ФОРТОВАЯ,

воспитатель дошкольного образования ГУО «Ясли-сад №7 г.Ганцевичи» 


Современный этап развития дошкольного образования характеризуется возрастанием приоритета воспитателя дошкольного образования, усилением внимания к его профессиональной составляющей.

Обращение к категории «профессиональная компетентность» как специфическому образованию в структуре профессиональной деятельности педагога предполагает системное методическое сопровождение, организованное в форме учебно-методического объединения.

Именно такой формой является районное учебно-методическое объединение воспитателей вторых младших и средних групп учреждений дошкольного образования Ганцевичского района.

Организация нашего  учебно-методического объединения помогает обеспечить качество образования, находить инновационные формы, отрабатывать и внедрять наиболее эффективные методы педагогической деятельности, обмениваться опытом, вырабатывать единые подходы, критерии, оценки. А так же способствует творческому развитию каждого  педагога.

Участники районного учебно-методического объединения - это воспитатели новой формации, которые ставят акцент на значимость понятия «САМО»…: самореализация профессиональных потребностей; самосовершенствование; самооценка; саморефлексия педагогической деятельности.

Все это активно способствует динамике развития профессиональной компетентности.

Наше объединение ценно тем, что его участником можно быть два года. Работа носит тематический характер. По итогам анкетирования и опроса педагогов выбираются наиболее актуальные, популярные и проблемные темы. Затем, исходя из потребностей воспитателей, данные темы рассматриваются в разных направлениях. Найденные решения не являются окончательными, всегда остается место  для перспективы.

Успешность и действенность методического объединения зависит от использования разнообразных и эффективных форм работы. Из запросов участников следует, что наиболее приемлемыми являются активные формы. Строятся они в основном на диалоге, предполагающем  свободный обмен мнениями. Востребованы следующие формы работы: творческие минутки, открытые просмотры, беседы за круглым столом, тренинги, дискуссии, методический мост (обмен опытом), обзорные выставки, презентации, экскурсии, творческие отчеты, обратная связь.

Для активизации деятельности участников учебно-методического объединения, представленные выше формы, имеют интересные и эмоциональные названия. Например: «Радуга педагогического мастерства», «Мое кредо», «Полезные советы», «У нас так, а у вас как?», «В чем соль…», «Круглый стол с острыми углами», «Сделай свой выбор». Такой дифференцированный  подход дал свои результаты. Для успешной  работы воспитатели повсеместно используют: интеграцию содержания  образовательных областей; индивидуальную и личностно-ориентированную работу с детьми; социальное партнерство; сотрудничество и вовлечение родителей в образовательный процесс, осваивают и внедряют инновационные технологии.

В копилке достижений педагогов следующие наработки: мини-музеи; центры экспериментирования; лэпбуки; выставки и презентации; дидактические пособия; уголки по изодеятельности; материалы по самообразованию; конспекты, картотеки; памятки и буклеты;

Заслуживает внимания такая форма работы, как «обратная связь», которая проводится на наших встречах всегда, в форме интерактивных игр и рефлексии. Она помогает выявить проблемы, возникшие у коллег в процессе занятия, сделать выбор методов и приемов работы, определить значимость просмотренного материала, высказать свое мнение и впечатление. С успехом использовались следующие виды «обратной связи»: «Дом безопасности»; «Экономный рюкзачок»; «Мешок Успеха»; «Почта»; «Остров настроения»; «Книга отзывов и предложений».

Положительным моментом деятельности нашего методического объединения является то, что рассматриваемые вопросы тесно связаны с жизнью и проблемами нашего района. Например, работа над темой «Мова маей Радзімы». Итогом работы стала презентация, которая способствовала повышению профессионализма воспитателей дошкольного образования по вопросам обогащения представлений детей младшего и среднего дошкольного возраста о родном языке. Эпиграфом к нашей работе по данной теме были выбраны следующие слова:

“О мова матчына, пявучая мая!

Густая, нібы мед, іскрыстая, як сонца,

Вяселак фарбы тут, і трэлі салаўя,

І звон крыніц, і шум лясоў бясконцы.

О мова матчына, пявучая мая!”

Бадай, няма у свете ніводнай краіны, дзе б яе жыхары не ведалі роднай мовы. Таму вельмі важным з’яўляецца сваечасовае і ранняе далучэнне малых дзетак да беларускай мовы і культуры.

Праблема далучэння дзяцей да багацця роднай мовы з вялікай цікавасцю абмяркоўвалася на нашых семінарскіх занятках. Так, на трох з іх мы працавалі над тэмай: “Асаблівасці работы з дзецьмі мадодшага і сярэдняга дашкольнага узросту па развіццю беларускага маўлення”. Мэтай было: “Павышэнне прафесійнага ўзроўню выхавацеляў па пытаннях  засваення дзецьмі роднай мовы; стварэнне ўмоў для самарэалізацыі і абагульнення вопыту педагагічнай дзейнасці.”

Для рэалізацыі дадзенай мэты былі выбраны наступныя формы работы: педагагічная экскурсія, гутарка за круглым сталом, дыскусія, калектыўны прагляд занятку, практыкум, прэзентацыя форм работы з бацькамі.

Добра зарэкамендавала сябе  гутарка за круглым сталом на тэму “Узбагачаем слоўнікавы запас выхаванцаў беларускімі словамі”, дзе любы жадаючы меў магчымасць выказаць сваю думку.

Асабліва цікавымі былі наступныя прапановы: Правядзенне моўнай зарадкі “Раз славечка, два славечка”; Выкарыстаннедыдактычнага мяча для замацавання беларускіх слоў; Прагляд мультымідыйнай прэзентацыі  “Забаўкі-паўтаралкі”; Правядзенне ў садку дзен беларускай мовы і кнігі; Увядзенне ў гульні лялек-беларусаў, напрыклад, Янку і Паулінку; Анкетаванне бацькоў па тэме “Беларуская мова ў вашай сям’і”.

Цікавай і вынікова карыснай атрымалася дыскусія “Сучасныя тэхналогіі для развіцця звязнага маўлення”, пад час якой удзельнікі актыўна адстойвалі два погляды на фарміраванне маўленчых зносін: з дапамогай традыцыйных ці альтэрнатыўных метадаў. А дэманстрацыя нагляднага і практычнага матэрыялу, большая частка з якога была аўтарскай, стала сапраўднай знаходкай для метадычнай скарбонкі кожнага педагога.

Натхнена, мілагучна і прыгожа гучала родная мова дзяцей і дарослых пад час калектыўнага прагляду занятку “Беларуская хатка” у садку № 10 вёскі Хатынічы. Разнастайнасць дыдактычнага і нагляднага матэрыялу вельмі захапіла выхаванцаў. А педагогі пашырылі свой практычны вопыт у дадзеным напрамку.

У народзе гавораць: “Калі дзеці шмат гуляюць з лялькамі, у сям’ю ідзе парадак і дабрабыт”. А беларуская лялька – гэта каштоўнасть культуры і вопыту пакаленняў, які мы імкнуліся пераняць у ходзе практыкума “Чароўны мір беларускай лялькі”, а затым перадаць сваім выхаванцам.

Мы, педагогі, у адказе за тое, каб сеняшнія дзеці выраслі людзьмі культурнымі, адукаванымі, здольнымі любіць сваю краіну. Менавіта таму, з маленства яны павінны чуць прыгожую, багатую, родную матчыну мову.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что с помощью представленной мною работы учебно-методического обьединения рост профессионального мастерства и профессионально - педагогической культуры педагогов идет более интенсивно, этот процесс поддерживается и поощряется в учреждениях дошкольного образования.

Работу в данном направлении планируем продолжать и совершенствовать, так как учебно-методическое объединение – это важное звено в целостной системе повышения квалификации педагогов.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Журнал «Пралеска» 12/2017.
  2. Методические рекомендации по организации работы районных методических объединений: учебное пособие; под общ ред.: А.А. Глинского, Н.Н. Диреклеевой; ГУО «Минский городской институт развития образования» – Минск МГИРО, 2013.
  3. Белая, К.Ю. Методическая работа в ДОУ; анализ, планирование, формы работы. К.Ю. Белая – М.Т.Ц. «Сфера» 2008.
Последние изменения