Светлана Владимировна ФОРТОВАЯ,
воспитатель дошкольного образования ГУО «Ясли-сад №7 г.Ганцевичи»
Современный этап развития дошкольного образования характеризуется возрастанием приоритета воспитателя дошкольного образования, усилением внимания к его профессиональной составляющей.
Обращение к категории «профессиональная компетентность» как специфическому образованию в структуре профессиональной деятельности педагога предполагает системное методическое сопровождение, организованное в форме учебно-методического объединения.
Именно такой формой является районное учебно-методическое объединение воспитателей вторых младших и средних групп учреждений дошкольного образования Ганцевичского района.
Организация нашего учебно-методического объединения помогает обеспечить качество образования, находить инновационные формы, отрабатывать и внедрять наиболее эффективные методы педагогической деятельности, обмениваться опытом, вырабатывать единые подходы, критерии, оценки. А так же способствует творческому развитию каждого педагога.
Участники районного учебно-методического объединения - это воспитатели новой формации, которые ставят акцент на значимость понятия «САМО»…: самореализация профессиональных потребностей; самосовершенствование; самооценка; саморефлексия педагогической деятельности.
Все это активно способствует динамике развития профессиональной компетентности.
Наше объединение ценно тем, что его участником можно быть два года. Работа носит тематический характер. По итогам анкетирования и опроса педагогов выбираются наиболее актуальные, популярные и проблемные темы. Затем, исходя из потребностей воспитателей, данные темы рассматриваются в разных направлениях. Найденные решения не являются окончательными, всегда остается место для перспективы.
Успешность и действенность методического объединения зависит от использования разнообразных и эффективных форм работы. Из запросов участников следует, что наиболее приемлемыми являются активные формы. Строятся они в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями. Востребованы следующие формы работы: творческие минутки, открытые просмотры, беседы за круглым столом, тренинги, дискуссии, методический мост (обмен опытом), обзорные выставки, презентации, экскурсии, творческие отчеты, обратная связь.
Для активизации деятельности участников учебно-методического объединения, представленные выше формы, имеют интересные и эмоциональные названия. Например: «Радуга педагогического мастерства», «Мое кредо», «Полезные советы», «У нас так, а у вас как?», «В чем соль…», «Круглый стол с острыми углами», «Сделай свой выбор». Такой дифференцированный подход дал свои результаты. Для успешной работы воспитатели повсеместно используют: интеграцию содержания образовательных областей; индивидуальную и личностно-ориентированную работу с детьми; социальное партнерство; сотрудничество и вовлечение родителей в образовательный процесс, осваивают и внедряют инновационные технологии.
В копилке достижений педагогов следующие наработки: мини-музеи; центры экспериментирования; лэпбуки; выставки и презентации; дидактические пособия; уголки по изодеятельности; материалы по самообразованию; конспекты, картотеки; памятки и буклеты;
Заслуживает внимания такая форма работы, как «обратная связь», которая проводится на наших встречах всегда, в форме интерактивных игр и рефлексии. Она помогает выявить проблемы, возникшие у коллег в процессе занятия, сделать выбор методов и приемов работы, определить значимость просмотренного материала, высказать свое мнение и впечатление. С успехом использовались следующие виды «обратной связи»: «Дом безопасности»; «Экономный рюкзачок»; «Мешок Успеха»; «Почта»; «Остров настроения»; «Книга отзывов и предложений».
Положительным моментом деятельности нашего методического объединения является то, что рассматриваемые вопросы тесно связаны с жизнью и проблемами нашего района. Например, работа над темой «Мова маей Радзімы». Итогом работы стала презентация, которая способствовала повышению профессионализма воспитателей дошкольного образования по вопросам обогащения представлений детей младшего и среднего дошкольного возраста о родном языке. Эпиграфом к нашей работе по данной теме были выбраны следующие слова:
“О мова матчына, пявучая мая!
Густая, нібы мед, іскрыстая, як сонца,
Вяселак фарбы тут, і трэлі салаўя,
І звон крыніц, і шум лясоў бясконцы.
О мова матчына, пявучая мая!”
Бадай, няма у свете ніводнай краіны, дзе б яе жыхары не ведалі роднай мовы. Таму вельмі важным з’яўляецца сваечасовае і ранняе далучэнне малых дзетак да беларускай мовы і культуры.
Праблема далучэння дзяцей да багацця роднай мовы з вялікай цікавасцю абмяркоўвалася на нашых семінарскіх занятках. Так, на трох з іх мы працавалі над тэмай: “Асаблівасці работы з дзецьмі мадодшага і сярэдняга дашкольнага узросту па развіццю беларускага маўлення”. Мэтай было: “Павышэнне прафесійнага ўзроўню выхавацеляў па пытаннях засваення дзецьмі роднай мовы; стварэнне ўмоў для самарэалізацыі і абагульнення вопыту педагагічнай дзейнасці.”
Для рэалізацыі дадзенай мэты былі выбраны наступныя формы работы: педагагічная экскурсія, гутарка за круглым сталом, дыскусія, калектыўны прагляд занятку, практыкум, прэзентацыя форм работы з бацькамі.
Добра зарэкамендавала сябе гутарка за круглым сталом на тэму “Узбагачаем слоўнікавы запас выхаванцаў беларускімі словамі”, дзе любы жадаючы меў магчымасць выказаць сваю думку.
Асабліва цікавымі былі наступныя прапановы: Правядзенне моўнай зарадкі “Раз славечка, два славечка”; Выкарыстаннедыдактычнага мяча для замацавання беларускіх слоў; Прагляд мультымідыйнай прэзентацыі “Забаўкі-паўтаралкі”; Правядзенне ў садку дзен беларускай мовы і кнігі; Увядзенне ў гульні лялек-беларусаў, напрыклад, Янку і Паулінку; Анкетаванне бацькоў па тэме “Беларуская мова ў вашай сям’і”.
Цікавай і вынікова карыснай атрымалася дыскусія “Сучасныя тэхналогіі для развіцця звязнага маўлення”, пад час якой удзельнікі актыўна адстойвалі два погляды на фарміраванне маўленчых зносін: з дапамогай традыцыйных ці альтэрнатыўных метадаў. А дэманстрацыя нагляднага і практычнага матэрыялу, большая частка з якога была аўтарскай, стала сапраўднай знаходкай для метадычнай скарбонкі кожнага педагога.
Натхнена, мілагучна і прыгожа гучала родная мова дзяцей і дарослых пад час калектыўнага прагляду занятку “Беларуская хатка” у садку № 10 вёскі Хатынічы. Разнастайнасць дыдактычнага і нагляднага матэрыялу вельмі захапіла выхаванцаў. А педагогі пашырылі свой практычны вопыт у дадзеным напрамку.
У народзе гавораць: “Калі дзеці шмат гуляюць з лялькамі, у сям’ю ідзе парадак і дабрабыт”. А беларуская лялька – гэта каштоўнасть культуры і вопыту пакаленняў, які мы імкнуліся пераняць у ходзе практыкума “Чароўны мір беларускай лялькі”, а затым перадаць сваім выхаванцам.
Мы, педагогі, у адказе за тое, каб сеняшнія дзеці выраслі людзьмі культурнымі, адукаванымі, здольнымі любіць сваю краіну. Менавіта таму, з маленства яны павінны чуць прыгожую, багатую, родную матчыну мову.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что с помощью представленной мною работы учебно-методического обьединения рост профессионального мастерства и профессионально - педагогической культуры педагогов идет более интенсивно, этот процесс поддерживается и поощряется в учреждениях дошкольного образования.
Работу в данном направлении планируем продолжать и совершенствовать, так как учебно-методическое объединение – это важное звено в целостной системе повышения квалификации педагогов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Журнал «Пралеска» 12/2017.
- Методические рекомендации по организации работы районных методических объединений: учебное пособие; под общ ред.: А.А. Глинского, Н.Н. Диреклеевой; ГУО «Минский городской институт развития образования» – Минск МГИРО, 2013.
- Белая, К.Ю. Методическая работа в ДОУ; анализ, планирование, формы работы. К.Ю. Белая – М.Т.Ц. «Сфера» 2008.